Видео-пазл. Формулировка темы исследования или проекта


Технически, «тема» – это заголовок текста с описанием исследования или проекта.
Композиционно, тема готовит читателя к восприятию определенного содержания, ориентирует его в содержании, позволяет решить будет ли это ему интересно и т.д.
Как вы уже, наверное, знаете, композиция текста, описывающего исследование или проект, и реальный ход исследования или проекта НЕ СОВПАДАЮТ. Тема – заголовок, это первое, что видит читатель нашего текста. Но в реальном процессе выполнения исследования или проекта (хотя это далеко не правило) тема формулируется чуть ли не в самую последнюю очередь. Это связано с тем, что в ходе реального процесса могут произойти неожиданные повороты в исследовании, затруднения в ходе реализации проекта, иначе говоря, всевозможные корректировки и изменении. Поэтому само собой получается, что тема постоянно корректируется, следуя за перипетиями реального живого процесса. Что не отменяет желательность как можно более скорой формулировки темы, пусть и в предварительном варианте. Это служит инструментом самоорганизации исследователя или проектировщика.
Определенных правил, требований к формулировке темы не существует, тем более для детских исследований и проектов. При этом можно выделить некоторые приемы, которые помогут тему сформулировать.
1. Хорошо, когда в теме присутствует обозначение проблемы – это ориентирует наших потенциальных читателей, позволяет им включиться в разрешение этой проблемы вместе с нами. Например: «Посещение театра: развлечение или повод задуматься?»
2. Хорошо, когда в теме обозначена предметная область (культура, химия, литература, социальная проблематика и т.д.). В приведенном выше примере предметная область также хорошо обозначена – культура, искусство, театр, и – возможно – социальная проблематика.
Также хорошо, когда понятно из темы имеем ли мы дело с чистым исследованием или с проектом.
Пример темы проекта: «Необходимые условия для правильного выполнения упражнения «Рондат»». Здесь сразу видна проблема, практическая значимость, более менее понятна предметная область – что-то связанное со спортом, возможно акробатикой.
3. Для работ детей дошкольного возраста или младших школьников вполне допустимы, а в некотором смысле желательны, образные формулировки тем.
Пример: "Раз, два, три, четыре, пять, начинаем измерять"
Также образные формулировки тем характерны для творческих проектов, для исследований в области культуры и искусства (подробнее о типах проектов и их особенностях мы поговорим в разделе о проектах).
Например: «Судьба страны, города, человека через историю одной песни».

Переходим к заданиям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий