Рекомендации по оформлению проектно-исследовательских работ

Исследовательская работа предоставляется в печатном и электронном (загружается в файлохранилище блога) вариантах в формате "документ Microsoft Word", размер страницы А 4, ориентация "книжная" (для таблиц, графиков, изображений допускается изменение ориентации), шрифт Times New Roman 14, через 1,5 интервала. Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу по 20 мм. Нумерация страниц внизу по центру, на титуле страница не указывается (особый колонтитул для первой страницы).


Оформление сугубо исследовательских работ и чисто проектных - отличаются. Поэтому здесь приведены два варианта СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ: для исследований, и для проектов. Для работ смешанного характера - проект с элементами исследования - вы должны решить, чего в нем больше, и следовать выбранной структуре. 
Титульная страница, содержание (оглавление), а также список использованных источников и приложения практически не различаются, для этих раздлов приведены ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Скачать рекомендации по оформлению исследовательской работы одним файлом
Скачать рекомендации по оформлению проектной работы одним файлом MSWord
Скачать требования к оформлению титульного листа


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ
СТРУКТУРА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист оформляется по


СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)
Наименование разделов (возможны  разделы, главы, параграфы...), включая список использованных источников и приложения, и соответствующие им номера страниц
Основная часть работыСледует структуре либо исследования, либо проекта
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Должен содержать пронумерованный список источников (книги, периодика, интернет-ресурсы и пр.) в алфавитном порядке, которыми автор исследования или проекта пользовался в своей работе. Ссылка в тексте оформляется в квадратных скобках и содержит номер источника по списку или несколько источников через запятую, с указанием страницы по необходимости. Пример: [5], [3, 5, 12], [4 c.47]. Библиографическая ссылка в списке оформляется согласно "Российские правила оформления списка литературы".


СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
СТРУКТУРА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ
Титульный листСогласно общим требованиям
Содержание (оглавление)Согласно общим требованиям
1ВВЕДЕНИЕ (ВСТУПЛЕНИЕ) Содержит актуальность темы работы и/или обозначение проблемы, цель и задачи работы, если характер работы предполагает, то объект и предмет, гипотеза(зы), общая характеристика методов исследования.
2 РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ Количество и характер представленных далее разделов может быть различным, как один общий раздел, так и несколько, что определяется логикой изложения. Здесь представлена наиболее распространенная структура: теоретическая часть+практическая часть. При этом названия разделов желательно давать не формальные, как здесь, а "содержательные", то есть "Современное состояние знаний о животных океана" или "Изготовление мыла в домашних условиях", или "Исследование влияния шума на состояние учеников 5-6 классов".
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (по желанию)
Анализ информационных источников, характеризующих состояние проблемы, а также все предварительные замечания, необходимые для правильного понимания практической части (обоснование именно таких методов, именно такого предмета и пр.).
Если реферативное исследование важно (то есть проведен критический анализ источников, а не просто перечисление, уточнена проблематика и пр.), то его можно выделить даже в отдельный раздел. 
2.2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Описание хода исследования. Настолько подробно, как только возможно. Следует помнить, что наиболее интересны не банальное следование шаблонам с гарантированным успехом, а как раз наоборот, те действия, которые привели к неожиданным результатам. Именно в том, как исследователь делает выводы, обобщает и интерпретирует результаты, и проявляется его компетентность. Как говорил классик "Опыт - сын ошибок трудных..."

3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержит основные выводы, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования, к которым пришёл обучающийся в ходе выполнения всей работы.
Общий вывод по теме и проблеме исследования. 
Описание перспектив исследования и практического  использования результатов  (не обязательная, но очень выигрышная часть). Если она объёмна, (особенно актуально для проектов), то её можно выделить в отдельный раздел "Рекомендации по (использованию..., поведению, изучению, освоению, предотвращению и т.д.), или соответственно, "Дальнейшие перспективы исследования"
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВОформляется в соответствии с общими правилами для исследований и проектов
ПЕРСПЕКТИВЫ ИЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Раздел по желанию. Перспективы продолжения исследования. Рекомендации по использованию результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЯ
На приложения должны быть ссылки в основном тексте, поэтому приложения либо нумеруются, либо озаглавливаются.

Наименее регламентированный раздел, предназначенный для представления объёмных или неудобных для размещения в тексте материалов, ценных и интересных, но которые могут затруднить общее восприятие хода исследования.
Это могут быть:
  • наглядные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы, фотографии, рисунки и т.д.),
  • опросники, анкеты, бланки наблюдений,
  • видео и аудио и иные материалы на лазерных носителях (материальные объекты, макеты и модели, использование которых эффектно смотрится во время выступлений, в приложении могут быть представлены фотографиями или видео)



СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ
СТРУКТУРА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ
Титульный лист
согласно общим рекомендациям 
Содержание (Оглавление)
согласно общим рекомендациям
I. Введение

Проблема
Могут быть представлены как одним пунктом, так и каждый отдельным пунктом.
Актуальность или практическая значимость
(следующие два пункта, если объёмны и значимы, могут быть представлены не во введении, а в первом разделе основной части)
Существующий опыт по решению проблемы
(необязательно), пункт может быть и в первом разделе основной части, если объёмен
Идея проекта, или концепция проекта.
Если проанализирован опыт в предыдущей части, то здесь покажите, что нового предлагает ваш проект по сравнению с уже проделанной кем-то работой. Таким новым может быть «в нашем классе…», «в нашем коллективе…», «в нашем городе, районе и тд».
Цель, задачи
Задачи раскрывают (операционально, то есть «что нужно сделать» или поэтапно) цель. Цель и задачи должны просматриваться в планируемых результатах и соотноситься с критериями оценки эффективности проекта
Показатели и критерии оценки эффективности (результативности) проекта
Результаты должны быть очевидно представленными, наглядными, посредством определенных измерений или процедур. Нельзя писать «Повысить культурный уровень кого-либо», нужно придумать, как вы покажете его повышение: через анкетирование, опрос, экспертную оценку и т.д.. Опишите используемые методы и процедуры (кого анкетировали, какую анкету предлагали (можно дать образец или пример заполнения в Приложении), в том числе, если используете готовые опросники и тесты.
Ресурсы (по желанию)
чьими силами, какие привлекаются средства, в том числе что нужно дополнительно узнать, чему научиться
Риски (по желанию).
Если на каком-то этапе что-то пойдёт не так, не будут достигнуты результаты, то чем мы рискуем (потерять ресурсы, возможно опыт будет ценен и в этом случае, возможно в ходе реализации проекта будет сделано нечто полезное само по себе, что можно использовать при других обстоятельствах, например, картины, открытки, исследования и пр.)
Во введении также необходимо указать срок реализации проекта
II. Основной раздел.

Можно поделить на две части (II.1 Описание проекта и II.2 Реализация проекта. Также здесь можно привести исследование, если требуется для реализации проекта)
II.1 Описание проекта.

Анализ существующего опыта решения проблемы
(если не был представлен во введении. Необязательный раздел)
Идея или концепция проекта
(если не была представлена во введении. Если ранее представлен имеющийся опыт решения, то здесь нужно отразить, что нового предлагает проект).
Этапы проекта
Этапов может быть сколько угодно. Часто встречающийся вариант:
-       Подготовительный,
-       Основной (может быть также разбит на этапы)
-       Заключительный этап
(этапы часто оформляются в виде таблицы)
(приведенная ниже таблица является рекомендуемой, её структура определяется характером конкретного проекта и может содержать исполнителей, партнеров, риски, ресурсы и т.д.)

Сроки Содержание деятельности Ожидаемые результаты Требуемые ресурсы

Подготовительный этап:
……………….




Основной этап:
……………….




………………..


…………..
(этапам можно давать содержательные названия, например «Исследование по истории Омской области» или «Изготовление кукол для театра»




Заключительный этап



II.2 Реализация проекта

Раздел содержит описание хода реализации проекта, с удачными результатами, с неудачами, с решениями по корректировке проекта и т.д. Не забывайте, что внимание читателя нужно постоянно удерживать, поэтому не бойтесь описания неожиданных событий и поворотов – это-то как раз более всего и интересно.
III. Заключение.

Итоги проекта, в соответствии с планируемыми результатами. Описание эффектов – полезных, но неожиданных результатов. Предложения по дальнейшему использованию результатов проекта.
(IV). Перспективы и пр.,
Если материал объёмен и значим, то Перспективы, продолжение проекта, предложения по дальнейшему использованию результатов могут быть вынесены в отдельный раздел, если нет, то могут быть частью заключения
IV (V). Список использованных источников
Если раздел необходим. На любой источник из списка должны быть ссылки в основном тексте!
Приложения.
Наименее регламентированный раздел, предназначенный для представления объёмных или неудобных для размещения в основном тексте материалов, которые могут затруднить общее восприятие, но при этом ценны и интересны. Это могут быть:
      видео, аудио и иные материалы на лазерных и иных носителях,
      опросники, анкеты, положения конкурсов, образцы партнерских соглашений и другие документы,
      проектные продукты: картины, книги, альбомы, макеты, произведения декоративно-прикладного творчества.

Если есть приложения, то на них должны быть ссылки в основном тексте!
Общие рекомендации
Любой абзац, глава, фрагмент текста должен работать на общую идею, на цель, способствовать лучшему пониманию. Давайте хотя бы в нашем учреждении бороться со схоластикой (прямое и переносное значение посмотрите в словарях) и «наукообразием» – не нужно делать всевозможные исторические обзоры (тем более скачанные из Интернета), если они не нужны для реализации наших планов! Если вы пишете о том, как это было в Древней Греции, то вы эти сведении должны как-то использовать, они должны быть вам в чем-то полезны. Иначе – незачем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий