Видео-пазл. Как выявить проблему исследования или проекта


О том, что значит слово «проблема», как оно появилось в русском зыке и из какого языка заимствовано вы сможете найти и сами, здесь же я предлагаю вам некоторые собственные мысли, рекомендации о том, как формулировать проблему, «откуда её брать», если можно так выразиться.
Изложенное здесь не является «истиной в последней инстанции» – это мнение, с которым можно соглашаться или не соглашаться. Кстати, такое отношение – критическое – вообще характерно для исследовательской деятельности, где мы имеем дело с предположениями (гипотезами), или с мнениями. Иначе говоря, с высказываниями, требующими доказательств, а значит с такими утверждениями, истинность которых не только может, но, в некотором смысле, должна постоянно оспариваться. В этом парадоксальном процессе доказательств и опровержений как раз и заключается суть научного прогресса.
Итак, проблема – это некоторое противоречие или затруднение.
1) Противоречие в знаниях, например: рок-музыку иногда называют жанром, иногда направлением, а иногда вообще определяют «рок» как явление современной культуры, полагая его больше, чем музыкальное явление.
2) Противоречие между знанием и практическим опытом. Например, мы живем в условиях так называемого резко-континентального климата, для которого характерны очень холодная зима и очень жаркое лето. Однако сейчас бывают зимы, когда чуть ли не тает снег, а летом, наоборот, бывают периоды с дождями и температурой в районе +15 градусов. Что это, глобальные климатические изменения или случайность?
Такого рода проблемы – противоречие в знаниях – как правило, могут стать отправным моментом исследования.
3) Также проблема может содержаться в некоторой противоречивости социально-культурных явлений, в затруднениях, с которыми мы сталкиваемся в самой жизни. Например, сроки необходимого современному человеку образования постоянно увеличиваются. Когда-то было достаточно 7 классов, потом 8 классов, сейчас 9 или даже 11 классов. Но при увеличении сроков образования также происходит уменьшение периода обновления знаний и технологий. Социологи говорят, что сейчас смена знаний происходит за пять лет, а в некоторых областях за 3 года. Получается, что на момент планирования программ образования, мы не знаем, чем наше образование закончится на самом деле! Это серьезное противоречие современности, которое пока никому не удалось удовлетворительно разрешить! Или более наглядный пример: мы хотим жить в более быстром темпе, всюду успевать и – для этого пользуемся личными автомобилями. Но при этом увеличение автомобилей на дорогах приводит к транспортным пробкам, и вместо скорости, мы получаем длительное бесполезное стояние.
Из более обыденных проблем можно выявить проблему нехватки времени: как успеть все, что хочется, если 24 часов в сутках не хватает? (вспоминается шутка из одного советского фильма: мы работаем по 25 часов в сутки. – Но в сутках всего 24 часа… - А мы на час раньше встаем!) Или проблема наилучшего баланса между пользой и вредом для человека от компьютерных технологий.
Такого рода затруднения, как правило, становятся основой для проекта, то есть для попыток на практике как-то разрешить подобные затруднения, не только в теории, а именно в реальной жизни.
4) Также проблема может появиться в ходе уже реализующегося проекта – это характерно для творческих проектов. Например, в вокальном ансамбле работают над песней «Где-то есть город…», но для того, чтобы исполнять её с полным пониманием, нам необходимо знать о каком городе идёт речь, что имел в виду композитор, создавая музыку, что хотел сказать поэт, и т.д. Это также может стать отправным пунктом исследования или проекта.

Переходим к заданиям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий